Один из этапов подготовки внедорожника к поездкам по бездорожью – установка усиленных бамперов. Выбор фирм, занимающихся серийным производством и установкой таких деталей, крайне мал. Да и среди них надо отличать тех, кто предлагает усиленные бамперы для устрашения, и тех, чьи бамперы придут на помощь в трудной ситуации. Силовой бампер может быть установлен только на рамный автомобиль, на остальных кузовах эффект от него будет слабее.
Бампер устанавливается на автомобиль для уменьшения последствий ударов или столкновений. Обычные бамперы, которые устанавливают на автомобили для «гражданских» поездок в городских условиях, максимально поглощают силу удара, тем самым сокращая повреждения машины от столкновения. Изготовители не планировали, что бампер будет постоянно биться о ветки, кусты, деревья и даже камни, поэтому в таких условиях заводские бамперы долго не продержатся. Джиперы нашли выход – если уж с гражданским бампером не особо разбежишься (то есть особо далеко не уедешь по кочкам и ухабам), то можно заменить его усиленным. Тем более он удобен владельцам рамных автомобилей, которые не могут использовать реечный домкрат, так как нет прямого доступа к раме – они могут поднять машину за бампер. Но не все так безоблачно, у силовых бамперов есть и свои минусы, а именно серьезные последствия в случае столкновения с объектами более прочными, чем стволы молодых деревьев. К сожалению, далеко не все усиленные бамперы за счет своей жесткости способны поглотить энергию удара с более прочным объектом. В случае аварии автомобиль с силовым бампером может разрушить под списание того, в кого он врезался, что уж говорить о пешеходах. А столкновение с бетонным столбом обладает сокрушительной силой, опасной для креплений двигателя и кузова, но самое главное – для сидящих в нем людей. Обычно эта проблема решается креплениями, которые рассчитаны на разрушение в случае сильного удара, но точные расчеты и замеры должны проводиться на высоком уровне.
Передний и задний бамперы усиленного типа делаются из согнутого цельного листа. Сварка в этом случае только вредит конструкции, так как швы не могут похвастаться аналогичной прочностью с цельным металлом, а также в местах сварки быстрее образуется коррозия. В основном на силовых бамперах есть специальные площадки для домкрата (Hi-Jack) и крепления лебедки. Чаще всего передний бампер «прикрывается» спереди кенгурятником, чтобы защитить радиатор и фары, а также для крепежа веткоотбойников (натянутые по бокам тросы, защищающие лобовое стекло от ударов веток). Задние бамперы тоже оснащаются площадками для лебедки, а иногда специальными креплениями для запасного колеса (калитки). На калитке можно сделать отсеки для перевозки домкрата, канистры с бензином, ящика с инструментами и прочими необходимыми вещами, а иногда ее превращают в небольшую лесенку на крышу. Точки крепления бамперов выбираются так, чтобы нанести минимум изменений в кузове, то есть эта работа занимает небольшое время. Бамперы крепятся к раме (или к лонжеронам, если нет рамы). Для каждой модели изготавливается индивидуальный силовой бампер с учетом особенностей ее кузова – месторасположение фар, размер рамы...
Но, к сожалению, этим занимаются только западные фирмы, для отечественных Нив и УАЗов дизайн и конструкции усиленных бамперов придумывают гаражные Кулибины. Обычно их работа заключается в поиске импортного аналога и адаптации его к автомобилю заказчика. Разница заключается не только в цене (заграничные производители оценивают свою продукцию порой в несколько сотен долларов), но и в результате – все же сложно на коленке в гараже рассчитать мощность удара в случае аварии и его последствия как для автомобилей, так и для пассажиров или пешеходов. Ведь роль бампера заключается в принятии основной силы удара и его погашении, а силовой бампер пропускает эту силу сквозь себя и вымещает ее на кузове или других жизненно важных органах автомобиля.
Часто отечественные фирмы или частники делают силовые бамперы не из цельного листа железа, а из кусков швеллера с помощью сварки. Впоследствии этот дешевый и легкий способ вытекает в ржавчину. Кроме того, крепление кустарного бампера абы как «лишь бы висело» не имеет никакого отношения к расчету прочности данной конструкции и разрушительной силы в случае удара. Хотя бывают и удачные случаи установки силовых элементов на бамперы, это зависит от мастера, который делает работу. Речь идет как раз о тех фирмах, которые у нас в стране можно пересчитать по пальцам (или хорошо подготовленных мастерах в гаражах со множеством спецоборудования). В таких случаях бамперы изготавливаются по аналогии с западными фирмами под конкретную модель, а также с учетом пожеланий владельца автомобиля. Стоимость их работ значительно дороже, но качество выше. Зато они не обижают вниманием отечественные модели.
Комментариев нет:
Отправить комментарий